Учебное пособие: Природа управления и исторические предпосылки его развития. Учебное пособие: Природа управления и исторические предпосылки его развития Разнообразие моделей менеджмента
sempai24.ru

Учебное пособие: Природа управления и исторические предпосылки его развития. Учебное пособие: Природа управления и исторические предпосылки его развития Разнообразие моделей менеджмента

Практику управленческой деятельности можно смело считать ровесницей человечества. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

История показывает, что теоретическое осмысление управленческих процессов протекало неравномерно. Причем успехи в развитии теории управления всегда зависели от развития промышленности, других, связанных с управлением областей, таких как математика , инженерные науки, психология, социология, кибернетика и др. Как отмечал один из основоположников научного менеджмента Ф. Тейлор: "Искусство научного управления - это эволюция , а не изобретение".

Цель изучения истории развития менеджмента заключается в рассмотрении наиболее значительных периодов в эволюции.

Общая характеристика истории управления, начиная с древнего мира и заканчивая концом ХХ в., приведена в табл. 20.1.

Таблица 20.1. История науки управлять
Годы Авторы Основной вклад в развитие менеджмента
5000 до н.э. Шумеры Письменность, регистрация фактов
4000 до н.э. Египтяне Признание необходимости планирования, организации и контроля
2600 до н.э. Египтяне Децентрализация в организации управления
1800 до н.э. Хаммурапи Использование письменных документов для контроля
1100 до н.э. Китайцы Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля
600 до н.э. Навуходоносор II Контроль производства и стимулирование через заработную плату
500 до н.э. Менциус Признание необходимости систем качества и стандартов
400 до н.э. Признание менеджмента как особого вида искусства
325 до н.э. Александр Македонский Создание штаба
284 н.э. Диоклетиан Делегирование полномочий
1500 Томас Мор Анализ недостатков плохого руководства
1776 Адам Смит Применение принципа специализации, концепция контроля
1799 Эли Уитни Контроль качества
1810 Роберт Оуэн Подготовка рабочих, строительство домов для рабочих
1832 Чарльз Беббедж Упор на научный подход, важность специализации и разделения труда
1886 Генри Р. Таун Наука менеджмент
1900 Фредерик У. Тейлор Научный менеджмент, системный подход, функциональная организация, стандарты, планирование и контроль
1910 Харрингтон Эмерсон Принципы эффективности
1916 Анри Файоль Первая полная теория менеджмента, функции и принципы менеджмента
1917 Макс Вебер Теория бюрократического построения организации и управления ею (упор на психологию, исследование человеческих отношений)
1918 Мери Паркет Фоллетт Индивидуальная мотивация, групповой подход к решению проблем
1924 Г.Ф. Джорж Использование статистических методов при контроле качества
1927 Элтонг Мэйо Социологическая концепция групповых устремлений
1930 Вальтер Дилл Скотт Менеджер должен смотреть на рабочих не только сквозь призму их экономических интересов, но и социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включения их в группы и т. д.
1933 Абрахам Маслоу "Пирамида потребностей" - человек имеет сложную структуру иерархических потребностей. Управление должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующих методов мотивации
1949 Норберт Винер Упор на системный анализ и теорию информации
1950 Питер Ф. Друкер Концепция управления по целям - управление должно начинаться с выработки целей и только потом переходить к формированию функций, систем взаимодействия
1960 Дуглас Мак-Грегор Теория "Х":
  1. - обычный человек старается избегать работы;
  2. - большинство людей только путем принуждения могут быть побуждены действовать в интересах организации;
  3. - средний человек желает находиться в безопасности, не берет на себя ответственность, предпочитает, чтобы им управляли.
  4. Теория "У":
  5. - выражение физических и эмоциональных усилий в работе для человека также естественно, как и во время игры или отдыха;
  6. - ответственность перед организацией определяется размером получаемого вознаграждения;
  7. - обычный человек стремится взять на себя ответственность
1962 А. Чандлер Проектирование организации должно соответствовать стратегии, выбранной фирмой. Смена стратегии обуславливает необходимость проектирования новой организации
1965 Игорь Ансофф Модель стратегического планирования, стратегический менеджмент
1977 Дж. Гелбрейт Определение элементов современного организационного проектирования:
  1. - идеология, ценности и принципы управления;
  2. - состав потребителей, обслуживаемых организацией;
  3. - рынки сбыта и территориальное размещение производства
1980 Майкл Портер Новые идеи конкурентоспособности и потребительских качеств продукции
1981 Уильям Оучи Копнцепция теории Z:
  1. - долгосрочный наем кадров;
  2. - групповое принятие решений;
  3. - индивидуальная ответственность;
  4. - низкая скорость оценки и продвижения кадров;
  5. - неформальный контроль четко формализованными методами;
  6. - неспециализированная карьера;
  7. - всесторонняя забота о работниках
1985 Том Питерс, Роберт Уотерман, Ричард Паскаль, Энтони Атос Теория "7-S" - эффективная организация обеспечивается с помощью семи составляющих: стратегия, структура организации,системы процессов, штат, стиль, квалификация, разделенные ценности

В истории России и других стран должность управляющего существовала на протяжении многих веков. Однако формирование науки об управлении (менеджмента) связывают с появлением в начале ХХ в. концепции научного управления.

Изучение истории менеджмента как науки позволяет проследить первоисточники идей и подходов, проследить их динамику, выявить перспективы развития в конкретной экономической и социальной среде. Изучение истории делает картину настоящего более логичной и конкретной. Рассмотрение происхождения и развития современных концепций менеджмента позволяет лучше понять аналитические и концептуальные инструменты этой профессии. Известный американский ученый Питер Друкер так определил роль и значение управления: " Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен".

Введение 3

1. Сущность природы управления. Основные элементы управления 4

1.1 Развитие истории управления 4

1.2 Процедура" исторической реконструкции" 9

2.Плюралистический и монистический подходы к исследованию истории 12

2.1 Позиция исследователя при анализе истории менеджмента 12

2.2 Методологиеские подходы к изучению истории менеджмента 14

Заключение 18

Список использованной литературы 20

Введение

Как только человеческое общество начало оформляться в более или менее структурную группу, возникла необходимость этим обществом управлять. На сегодняшних примерах мы видим, что от грамотного управления как в целом общества, будь то страна или государство, так и отдельно взятой маленькой социальной группы, организации зависит благополучие и спокойствие в социуме. Грамотное и спокойное управление, с четко функционирующими структурными составляющими, менее подвержено дисбалансам и кризисам.

Поэтому наука об управлении в последнее время приобретает наивысшие характеристики актуальности.

Объект исследования: система управления как наука.

Предмет исследования: процесс функционирования системы управления.

Цель исследования: изучение сущности и функции управления и ее методов познания.

Задачи исследования:

рассмотреть развитие истории управления;

проанализировать процедуру " исторической реконструкции";

показать позицию исследователя при анализе истории менеджмента;

охрактеризовать методологиеские подходы к изучению истории менеджмента.

Заключение

Результаты управленческой деятельности, как правило, «не заметны», отчуждены от субъекта управления. И лишь в исключительных случаях они получают широкое общественное признание. В случае науки об управлении всему миру известны, например, результаты таких ученых-теоретиков, как А.А. Андронов, Н. Винер, И.А. Вышнеградский, А. Ляпунов, Д. Нейман и др. В случае практической управленческой деятельности, опять же, весь мир знает имена таких военачальников как А. Македонский, Наполеон Бонапарт, А. Суворов, Г. Жуков и др., или политиков - А. Линкольн, У. Черчилль, Ф. Рузвельт и др., или менеджеров - А. Слоун, Г. Форд, Л. Якокка и др.

Культура и управление. Максимально широкая трактовка культуры как совокупности всех достижений (и материальных, и духовных) человеческой цивилизации (см., например, ) гораздо шире и корректней используемого в ряде «культурологических» работ понимания культуры как отражения достижений искусства. Также одно из узких значений термина «культура» касается традиций организации деятельности (соответствующим примером является культура организации, то есть организационная культура - см. выше).

Каждое социальное образование обладает общей «культурной платформой», которая является как бы метакультурным кодом для всех людей в социуме. Причем все организационные и социально-экономические системы включают и общую (общечеловеческую), и частные культурные программы. Они служат «магнитом», притягивающим достаточно разнородных по своей сути индивидов какими-либо общими интересами, традициями, нормами и правилами, верой и убеждениями, которые транслируются формальными/неформальными лидерами и поддерживаются большинством участников системы. Таким образом, можно выделить:

метакультуру всей социальной системы (социума, человечества);

национальные культуры социальных и организационных систем - стран, государств;

собственно единичную культурную программу различных организационных и социально-экономических систем (корпоративную, субкультуры, в т.ч. традиции, нормы, ценности);

индивидуальную культуру.

Список литературы

Акофф Р. Л. Планирование будущего корпораций. - М.: Прогресс, 1985. - 328 с.

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер Ком, 2012. - 416 с.

Дойль П. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2010.- 560 с.

Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. - М.: Советское радио, 2011.- 280 с.

Мескон М. и др. Основы менеджмента. - М.: ДЕЛО, 2012. - 704 с.

Barnard C.I. The Functions of the Executive. /Harvard University Press: Cambridge, MA. 1938.

Fayol H. Industrial and General Administration. - Geneva: International Manag. Inst., 1930.

Mayo E. The Human Problems of Industrial Civilization. - New York: Macmillan, 1933.

Taylor W.F. Principles of Scientific Management. - New York: Harper & Row, 1911

Перспективы современного менеджмента 65

Развитие управления в России 53

Развитие менеджмента 32

Национально-исторических факторов на

Разнообразие моделей менеджмента. Влияние

Этапы и школы в истории менеджмента 19

Менеджмента 11

Условия и факторы возникновения и развития

Развития 3

Природа управления и исторические тенденции его

Кострома

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Субачев А.А.

«История менеджмента»

  1. Сущность управления и основные элементы управления.
  2. Развитие истории управления и уровни исследования.
  3. Методологические подходы к изучению истории менеджмента. Процедура «исторической реконструкции». Позиция исследователя при анализе истории менеджмента.
  1. Сущность управления

Управление в той или иной мере интересовало передовые умы человечества с древних времен. «Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств» (Перикл, 490-429г. дон. э.). Во все исторические эпохи, в каждой стране как хозяйс­твенная, так и нехозяйственная (военная, религиозная, куль­турная и пр.) деятельность общества, человеческих коллекти­вов сознательно управлялась.

Управление проявляется в человеческом сообществе в рамках совместной деятельности. Возникновение управления как особой деятельности в об­ществе обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, специализировавшего труд производителей и коллективов.

С самого зарождения человеческого общества в нем при­сутствовали основные элементы, субъекты и объекты управ­ленческой деятельности:

♦ ресурсы;

♦ условия внешней среды;

♦ цели и задачи поддержания жизнедеятельности сооб­щества;

♦ определенные правила взаимодействия и совместной деятельности членов сообщества;

♦ коммуникации и адекватные им информационные потоки прямых и обратных связей, побуждавших к тем или иным действиям;

♦ определенные технологии деятельности, которые необ­ходимо было создавать, развивать и передавать/распро­странять между членами сообщества;

♦ требования разделения труда.

Все это обусловило необходимость появления управления как специфического вида деятельности, которое возникло с раз­делением труда и выделением групп людей и отдельных лиц, занимающих разное положение в трудовых процессах, в том числе в процессах производства и обмена.


Управление включает в себя все аспекты жизнедеятельности общества, общественных отношений, в т.ч. экономические, правовые, культурные, поведенческие, производственные - все, что определяет целесообразное функционирование и развитие человечес­ких сообществ. Принято считать, что базисом человеческо­го развития, общественных отношений является экономи­ка, экономические/производственные отношения.

Главными признаками управления в человеческом обще­стве являются:

♦ сохранение целостности человеческого сообщества или его определенной части (страны, коллективы, орга­низации и пр.);

♦ обеспечение функционирования и развития человеческо­го сообщества (или его определенной части);

♦ осуществление управления в виде управляющих воздейс­твий и реакций на них.

В человеческом сообществе термин «управление» обознача­ет совокупность скоординированных мероприятий, направлен­ных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: «управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональ­ным путем».

Управление - понятие широкое. Известно управление ма­шинами, химическими или другими процессами. Оно основа­но на знании законов механики, физики, химии. Но в общест­ве происходит управление не только вещами, но и людьми, коллективами людей в процессе производства ими материаль­ных благ. И это - наиболее сложная деятельность. О ней и пойдет дальше речь.

Существует множество разнообразных подходов к определению значения слово «управления». В научной литературе управление рассматривается в разных аспектах, и, соответственно, в его понятие вкладывается разное содержание. Причем имеются в виду не просто разные подходы к управлению, разные его стороны, а понимание самого управления, на базе которого и формулируются его концепции (смотрите Приложение 1).

Управление определяют как науку, искусство, процесс, аппарат, функцию, систему, осознанные действия, вид деятельности. Управление всегда направлено на определенный материальный предмет, человека, группу людей. Оно является непрерывным и всегда направлено на достижение определенного результата. При этом используются все имеющиеся возможности (разнообразные ресурсы), с условием их наиболее эффективного использования - т.е. достижения наилучших результатов при наименьших затратах. Базируясь на данных характеристиках можно дать следующую формулировку термина управление:

Управление - совокупность осознанных действий чего-нибудь (кого-нибудь), направленных на (кого-то/что-то) определенный объект или субъекта, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем использования имеющихся возможностей для получения определенногорезультата при наименьших затратах.

Следует отметить, что понятие «управление» относится им только к человеческим сообществам и трактуется гораздо шире., В самом широком смысле понятие «управление» неразрывно связано с понятием «система», которое в кибернети­ческом смысле означает множество элементов, находящихся и отношениях и связях друг с другом, образующее определен­ную целостность, единство. Система понимается также, как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, которому присущи: определенная целостность, единство, функционирования и развитие (целесообразно осознанное и ни неосознанное).

В указанном контексте «управление» понимается как функция биологических, социальных, технических, организационных и прочих систем, которая обеспечивает им целостность, сохранение их структуры и определенно­го режим деятельности. Управление само является систе­мой и предполагает выработку и осуществление управляю­щих воздействий и, соответственно, в системе управления выделяется:

управляемая система, являющаяся объектом управле­ния. В самом широком смысле состояние объекта управ­ления (управляемой системы) определяется в каждый момент его предшествующими состояниями, управляю­щими воздействиями управляющей системы и воздейс­твиями среды (внутренней и внешней);

управляющая система, субъект управления, часть систе­мы управления, осуществляющая управляющие воздейс­твия для поддержания и развития объекта управления в индии ном системой целей направлении.

Суть управления сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Таким образом, существуют по край­ней мере три класса систем управления:

  1. Развитие истории управления. Уровни исследования

История управления, управленческих взглядов уходит в далекое прошлое. В сущности, можно сказать, что именно управление создало человеческое общество и способствовало его развитию. Менеджмент появился позже - когда появи­лась производственная/предпринимательская деятельность, оформленная в тех или иных организованных формах (прооб­разах современных организаций). Под историей управления следует понимать возник­новение, развитие и смену систем управления в конкрет­ных исторических условиях в прошлом, а также совокуп­ность знаний (в т. ч. и научных результатов) об этих процессах. Источником и базисом становления управления явилось формирование первых общественных отношений, реализуемых через инстинкты и обусловленных зарождением механизмов власти, в том числе таких рычагов, как повиновение, понука­ние, исполнение, послушание, подчинение, уважение к стар­шему, более опытному, опасение наказания, инстинктивное стремление к коллективизму и пр.

В настоящее время история управления является развива­ющейся областью знаний. Отечественной литературы, посвя­щенной этому вопросу, относительно мало. Есть ряд изданий по истории менеджмента, однако, как правило, эти работы содержат изложение позиций научных школ менедж­мента лишь XX века. Возникновение менеджмента, являющегося управле­нием на уровне предпринимательских организаций, ухо­дит в глубину веков не так далеко, как история собственно управления. История развития человеческого общества - это процесс организационного прогресса, усложнения самой структуры организации людей. Форма, в которой осуществляется данное поступательное движение, представляет собой выделение новых видов деятельности в разделении общественного труда, сопровождающегося ростом его производительной силы. С этим про­цессом связана и история развития управленческой мысли.

История возникновения и развития менеджмента насчитывает примерно 4-5 тысячелетий. Менеджмент прошел многове­ковую эволюцию в рамках различных общественно-экономи­ческих формаций, цивилизаций. Можно спорить о периодиза­ции в менеджменте/управлении, но невозможно опровергнуть связь прогресса общественного разделения труда с ростом его производительности.

Рассмотрим основные подходы к классификации истории управления. В принципе классификация исторических аспек­тов присутствует во многих дисциплинах - истории управ­ления, истории экономики, истории экономических учений, истории предпринимательства, история права, культуры, истории как таковой и т.п. В каждой из этих дисциплин есть свои специфические подходы, однако можно выделить общие принципы.

Изучение истории управления требует определенной клас­сификации исторических периодов, цивилизаций, методов управления и пр. По сути, история управления - это история общества в аспектах общественных отношений в рамках разделения труда. Поэтому наиболее близкой классификацией сле­дует считать систему классификации в экономической исто­рии, наиболее тесно связанной с историей управления.

Периодизация истории управления (по аналогии с подоб­ными классификациями в истории экономики) может произ­водиться по следующим классификационным подходам:

♦ хронологический (рассмотрен в п.1.2.2);

♦ цивилизационный (рассмотрен в п. 1.2.2);

♦ по способам производства;

♦ по этапам развития производственных отношений;

♦ по способам распределения продукта;

♦ формационный;

♦ страновой;

♦ технологический.

Можно выделить семь принципиальных этапов (нередко их называют управленческими революциями) развития менеджмента. Указанные этапы соответствуют основным исто­рическим вехам смены культур и социальных сословий и зна­менуют собой поворотные моменты в теории и практике управ­ления. Многие исследователи предлагают указанные истори­ческие периоды подразделять на этапы меньшей длительнос­ти. Естественно, это относится, в основном, к трем последним по времени этапам, когда заметно усилилось влияние управления на общественную жизнь и были сформированы соответствующие концепции.

Первый этап управленческого развития (4-5 тыс. лет назад) жпрпктеризуется как «религиозно-коммерческий». Он произо­шел в период формирования рабовладельческих государств ни Древнем Востоке и привел к возникновению власти жрецов и ««рождению письменности. Уже в древнем Шумере, Египте и Аккаде наблюдалась трансформация и расслоение высшей кас­ты священников. Появился особый слой жрецов - религиозных функционеров, которые осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и производили коммерческие расчеты.

В результате появился новый тип деловых людей - еще не коммерческий делец или предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы. Благо­даря пополнению денежных фондов шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем. Сохранились глиняные таб­лички, на которых жрецы Шумера вели юридические, исто­рические, деловые записи, многие из которых были связаны с практикой управления. Жрецы старательно вели деловую документацию, проверяли бухгалтерские расчеты, осущест­вляли снабженческие, контрольные и прочие функции, управ­ляли потоками средств.

В результате первого этапа менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессио­нальное занятие.

Второй этап управленческого развития наступил прибли­зительно через тысячу лет после первого и связан с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который вывел управление из бытового на уровень государс­твенного масштаба, ввел элементы нормотворчества. Второй этап дал образцы сугубо светского, аристократического стиля управления. В процессе второго этапа управленческого развития произошло выделение группы людей, профессионально занимав­шихся управлением государством, а также отделение функций управления государством от церковной власти. Суть второй революции в развитии управленческой мысли заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной организации и регулирования отношений людей, и наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть и методов мотивации. Данный этап характеризуют как «светско-административный».

Третий этап управленческого развития получил название « производственно-строительный» и начался примерно через тысячу лет после смерти Хаммурапи. Основным итогом тре­тьего этапа в управлении, относимым по времени к царствованию Навуходоносора II, явилось соединение государствен­ных плановых методов регулирования с производственной деятельностью. В эпоху правления царя Навуходоносора II (005-562гг. до н. э.) происходило строительство Вавилонской лишни и висячих садов, а также развивалась система произ­водственного контроля на текстильных мануфактурах и в зер­но хранилищах. Подобный метод контроля позволял точно установить, сколь долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. Заметим, что это применяется в своей основе и современной текстильной промышленности. Например, Навуходоносор ввел в практику применение цветных ярлыков. С их помощью определялось качество пряжи, поступавшей в производство еженедельно.Строительная деятельность и разработка технически слож­ных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции"- все это характеризует третий этап управленческого развития. В период третьего этапа управленческого развития произош­ло выделение группы людей, профессионально занимающихся управлением в сфере производства и строительства.

Четвертый этап управленческого развития происходил в средние века в т.н. прединдустриальный период и первоначально характеризовался доминированием профессиональных гильдий и сотрудничеством («сообщест­во главнее личности»). Несколько позднее (в т.н. эпоху Про­свещения, Ренессанса) усилился мотив прибыли и стрем­ления торговых классов к власти. В более поздний период Реформации возникла новая религиозная доктрина, объ­единившая указанные тенденции - прибыль стала своего рода показателем шансов того или иного человека к обретению добродетели. Акцент в сфере производственных отношений резко сместился к конфликту. Принятие решений стало индивидуальным делом.

Пятый этап управленческого развития практически сов­падает во времени с великой индустриальной революцией XVIII-XIX веков, которая стимулировала развитие евро­пейского капитализма. Индустриальная революция дока-лала, что чисто управленческие функции не менее важ­ны, чем финансовые или технические. Индустриальная революция оказала более существенное влияние на теорию и практику управления, чем предшествующие катаклизмы. По мере того как индустрия перерастала границы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабрич­ной системы (ранней машинной фабрики XIX века), начи­нала созревать современная система акционерного капи­тала, владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извле­чение прибыли.

Важнейшей характеристикой этого этапа в области управления является то, что произошло отделение управления от собственности, а также от капитала и от сферы непос­редственного производства, и зарождение профессиональ­ного управления. Новая система собственности ускорила развитие промышленности.

На этом этапе уже сознательно и регулярно развива­лись теория и практика менеджмента, для чего появились новые объективные предпосылки. Индустриальная рево­люция и связанные с ней новые общественные отношения оказали гораздо более существенное воздействие на тео­рию и практику управления, нежели все предшествовав­шие революции.

Место руководителя-собственника постепенно было занято сотнями, тысячами акционеров. Появилась новая, преобразованная форма собственности. Новая система собственности обусловила отдаление управления от производства и капитала и в конце концов привела к превращению администрации и менеджмента в самостоятельное экономическое явление.

Администрирование стало трактоваться как процесс фор­мирования общих целей и политики компании. Под менеджментом тогда понимали контроль за реализацией намеченного. В фабричную эпоху деятельность менеджера ограничивалась процессом производства, в то время весьма далекого от организации труда на научной основе. Функции менеджмента, одна­ко, постоянно расширялись. В его рамки постепенно входят планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, совершенс­твование организации, статистический анализ производства. Появилась и развилась система формирования и исполнения бюджета предприятия - бюджетирование.

Как уже отмечалось, менеджмент ориентирован на пред­принимательский, частный сектор, а не на государственный. Более того, он оформился как научный и социальный инстру­мент не в средних и мелких фирмах, хотя там свободное пред­принимательство и так было развито, а в крупных корпора­циях. Здесь потери от несовершенного управления могли быть колоссальными. Поэтому благосостояние государства, получа­ющего налоги от частного сектора, все в возрастающей степени зависело от качества управления.

Следовательно, истоком пятого этапа развития управ­ления выступила буржуазная революция. Она обозначила выход на историческую арену совершенно новой фигуры

Предпринимателя. Острейшая потребность в качествен­ном профессиональном управлении привела к формирова­нию нового типа «управленца» - наемного управляющего

Менеджера. Однако промышленная революция и класси­ческий капитализм в то время остались временем буржуа. Менеджер как особая фигура не стал еще профессионалом. Лишь в эпоху монополистического капитализма возник­ли первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров произошел новый радикальный переворот в обществе, который и стал пятой революцией в управлении.

Природа управления

Определение 1

Природа управления и исторические тенденции его развития – это важнейшие вопросы, подлежащие исследованию в рамках теории управления.

В процессе труда производственные отношения постоянно трансформируются и нуждаются в управлении. Иными словами, они выступают объектом управления. Экономика служит аппаратом изучения и описания этого объекта для целей управления.

В общем случае задача управления (если рассматривать систему жизнеобеспечения общества) крайне сложна – как в детализированной постановке, так и в реализации. Чтобы ее сформировать, требуется установить:

  • объект управления с его связями,
  • структуру системы управления,
  • средства воздействия на объект в рамках процессов управления.

Чтобы управлять процессами в системах общественного жизнеобеспечения, их приводят к определенным организационным формам.

Механизмы управления позволяют реализовать приемы придания общественным отношениям количественной меры. Выделяют два типа управленческого механизма:

  • стихийный, который формируется интуитивно, на основе инициативной деятельности многих хозяйствующих субъектов,
  • организованный, который формируется на основе логических доказательств, отражающих эмпирические знания многих хозяйствующих субъектов.

Осуществление функций управления производится исполнителями, в роли которых выступают профессионалы управления. Их главный инструмент и одновременно результат деятельности – это верные управленческие решения.

Определение 2

Управление можно определить как совокупность скоординированных мероприятий, ориентированных на достижение установленных целей.

Указанное определение не является единственным возможным, у разных авторов можно найти разные формулировки.

Определение 3

Под управлением понимается такое руководство людьми и использование средств, которое дает возможность выполнить поставленные задачи рациональным, гуманным и экономичным способом.

В человеческом обществе главными признаками управления являются:

  • сохранение целостности сообщества людей или его части (государства, организации, коллектива и т.д. – в зависимости от рассматриваемого уровня управления),
  • обеспечение устойчивого функционирования и развития сообщества (или той его части, на которую распространяется управление),
  • выполнение управления в виде управляющих воздействий и получения реакции на них.

Таким образом, в управление включаются все аспекты общественной жизнедеятельности, общественных отношений – в том числе:

  • правовых,
  • экономических,
  • культурных,
  • производственных,
  • поведенческих,
  • то есть всего, определяющего целесообразность в функционировании и развитии человеческих сообществ. Как базис человеческого развития и общественных отношений рассматриваются производственные (экономические) отношения.

Управление реализуется во взаимодействии двух систем:

  • управляемая система – объект управления,
  • управляющая система – субъект управления (то, что осуществляет управляющее воздействие).

Исторические тенденции развития управления

Управление как практическая деятельность уходит корнями в далекое прошлое. Уже в первобытнообщинном строе возникла необходимость управлять человеческим обществом, и именно возникновение управления создало предпосылки общественной эволюции. Если говорить о менеджменте, то он зародился позже, когда люди начали осуществлять предпринимательскую (производственную) деятельность в тех или иных формах (прообразах современных организаций).

Определение 4

История управления – это возникновение, развитие и смена систем управления в определенных исторических условиях прошлого, а также совокупность накопленных знаний (включая научные результаты) об этих процессах.

Возникновение управления и его становление на начальных этапах было связано с первыми общественными отношениями, реализуемыми через инстинкты и базирующимися на зарождении властных механизмов, в частности рычагов:

  • повиновения,
  • понукания,
  • исполнения,
  • послушания,
  • подчинения,
  • уважения к старшему и более опытному,
  • опасения наказания,
  • инстинктивного стремления к коллективизму и т.д.

История управления (как и история экономики) может периодизироваться по разным основаниям:

  • хронологически,
  • цивилизационно,
  • по способам производства,
  • по способам распределения продукции,
  • по этапам развития отношений в сфере производства,
  • формационно,
  • по странам,
  • технологически.

Исследователи выделяют семь управленческих революций (принципиальных этапов в развитии управления). Они совпадают с историческими вехами смены культур и социальных сословий. Эти исторические периоды могут быть раздроблены на менее длительные интервалы. Наиболее важно это для трех последних этапов, которые характеризуются усилением влияния управления на общественную жизнь и формированием соответствующих концепций:

  1. религиозно-коммерческий этап (4-5 тысяч лет назад). Возникают особые жрецы – религиозные функционеры, занимающиеся торговыми операциями и коммерческими расчетами,
  2. светски-административный. Управление выводится из бытового уровня на государственный, вводятся элементы нормотворчества. Появляется светская манера управления, возникают формальные организации,
  3. производственно-строительный. Выделяется группа людей, профессионально занимающихся управлением в сферах строительства и производства,
  4. доминирование профессиональных гильдий и сотрудничество в Средние века,
  5. отделение управления от собственности, капитала и сферы непосредственного производства, зарождение профессионального управления после индустриальной революции. Начало систематического развития теории и практики менеджмента,
  6. бюрократический. Господство профессиональных менеджеров, господствующих в сфере управления духовным и материальным производством,
  7. постиндустриальный. Возникают новые модели организации, ориентированные на развитие личности.

Лекция

По учебной дисциплине

«История менеджмента»

"Природа управления и исторические предпосылки его развития"


Введение

Цель изучения курса «История менеджмента» состоит в том, что бы научиться разбираться в прошлом, лучше ориентироваться в настоящем и предвидеть будущее развитие управления.

В результате изучения данного курса менеджер должен знать и уметь использовать:

– методологические проблемы истории управления производства и управленческой мысли;

– закономерности возникновения и развития школ и теоретических концепций управления:

– периодизацию истории управления;

– особенности различных национальных моделей управления;

– пути и методы реформирования управления и перехода от административно-командного к рыночному управлению в России;

– перспективы развития управления.

1. Природа управления и исторические предпосылки его развития

1.1 Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления

Любая область деятельности человека – (медицина, культура, образование, техника и т.д.) – имеет свою историю. Всякая деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, затем развивается, претерпевая существенные изменения, предстает как необходимый элемент настоящего и уходит в нашем воображении в будущее. Это весьма сложный, но очень интересный процесс. Без прошлого нет будущего, без понимания прошлого невозможно предвидеть будущее, в чем сегодня назрела особая необходимость.

Знание истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль.

Понимание их истоков позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что – второстепенным.

История – это бесконечная череда не только событий, но и успехов и промахов в деятельности руководителей разного масштаба. Все это имеет свои причины и следствия.

1.2 Сущность управления экономикой

Современная наука управления сформировалась как особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях, стала предметом изучения в высшей школе.

Развитие управления определяется развитием производства и экономики в целом. Это наиболее заметно на примере США, когда на рубеже XIX и XX вв. производство в США достигло сравнительно больших масштабов, заметны стали процессы концентрации производства, приобрела общенациональное значение конкуренция, возникли новые технологии (машинные технологии), дальнейшее развитие производства требовало концентрации финансовых средств; возникли проблемы социального характера, обострялись классовые противоречия.

Все это свидетельствовало о необходимости управления, точнее, его развития и совершенствования. Именно практика обнаружила потребность большого внимания уделять управлению, именно практика показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении.

Это обстоятельство имеет большое значение в понимании тенденций развития менеджмента: практика будит мысль - мысль рождает науку - развитие науки требует изучения истории - знание прошлого воплощает в проекты будущего.

Развитие менеджмента в западных странах – наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности; он непосредственно связан с культурой; уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.

Говоря об исторических тенденциях управления, мы подразумеваем несколько факторов: во-первых, объективные изменения, приходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека; во-вторых, развитие управленческой мысли; в-третьих, общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления историческх фактов на каждом из этапов развития; в-четвертых, потребность в знании истории; в-пятых, роль истории в социально-политической жизни страны; в-шестых – потребности будущего как фактор структурирования исторических тенденций.

Не случайно говорят, что история – это политика, обращенная в прошлое.

1.3 Исторические предпосылки современного менеджмента. Условия и факторы возникновения

История учит, что развитие менеджмента в России и на Западе проходило кардинально противоположными путями: в России оно шло сверху вниз, а на Западе – снизу вверх. В начале 90‑х гг. эти пути пересеклись: российский менеджмент направлен резко вниз, к истокам, откуда началось восхождение Запада, а западный – к вершинам, на которых мы находились прежде, но не смогли их обустроить.

Регулирование экономических процессов в России имеет глубокие исторические корни. Именно в этом направлении развивалась теоретическая экономическая мысль от А.Л. Ордин – Нащетина (ок. 1605–1680) (экономические взгляды которого наиболее четко сформированы в составленных им в 1666 г. «Указных «памятах» земским старостам Пскова» и «Новоторговом Уставе 1667 г.») и И.Т. Посошкова (1652–1726) (1724 г. «Книга о скудости и богатстве») – до академиков А.И. Берга, В.М. Глушкова, Л.В. Кинтарович, С.Г. Струшилина, В.С. Немчикова, и практическая деятельность глав государств от Петра I до В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н.Г. Хрущева. Многие ученые, государственные деятели, практики внесли свой вклад в совершенствование системы управления экономикой: XVIII в.: Екатерина II, М.В. Ломоносов, А.П. Волынский, В.Н. Татищев; Д.А. Голицын и А.Н. Радищев, Александр I, М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов., Александр II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин (20–30 годы) А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, А.К. Госев.

Реформ 1965 и 1974 гг. (Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин, В.С. Немчиков, Н.А. Тихонов).

До перестройки: Горбачева М.С., Б.Н. Ельцина, Н.И. Рыжкова и Е.Т. Гайдара.

Мир пошел путем предсказанным Н.С. Мордвиновым. Это особенно ярко проявилось после всемирного кризиса 20–30 годов, когда под воздействием идей Кейнса (США) и опыта СССР – регулирование экономических процессов и внешнеэкономической политики стало официальной доктриной западных держав.

В свою очередь с 1992 года в России возрождено давно забытое в капиталистических странах фритредерство, т.е. невмешательство государства в экономическую жизнь и предоставлению полной свободы внутренней и внешней торговле. Это привело к тому, что: в среднем спад производства составил более 50%, в пищевой промышленности – 60%, в машиностроении – 70%, в легкой промышленности 90% (в этих отраслях традиционно занято 50% работников всей промышленности).

В 1996 году доля импортных товаров и продуктов в ресурсах розничного товарооборота составила 54%, а в Москве и Петербурге – более 80%. Проведенная в 1996 году выборочно (1996 г.) проверка госторгинспекцией «в связи с серьезной опасностью для здоровья и жизни людей» забраковала 58% колбасных и мясных изделий, разных консервов – 57%, сливочного масла – 36%, растительного масла – 38%. Было забраковано почти 50% обуви и швейных изделий. Но выборочная проверка – это капля в море на фоне бурного потока брака прибывающего на рынке России и стран СНГ.

«Можно отметить, что макроэкономическая ситуация будет ухудшаться и дальше, до тех пор, пока политики, управляющие страной не выработают мер, позволяющих контролировать цены и стимулировать производство путем воздействия и на совокупный срос, и на предложение (как это происходит сейчас во всех развитых странах». (см. Проблемы теории и практики управления – №2, 1996 г. – с. 32.).

2. Научные школы управления

2.1 Понятие научной школы менеджмента. Школа научного управления

Фредерик Уинстон Тейлор (1856–1915) по праву считается основателем современного менеджмента. Однако не будь Тейлора, основателем менеджмента стал бы Фоколь, Эмерсон или кто-либо другой, поскольку к моменту возникновения «школы научного менеджмента» идея научной организации труда буквально витала в воздухе. Тейлор придал понятию «менеджмент» определенность, назвав его «организацией производства». В 1903 году в его работе «Управление циклом» он раскрыл основное содержание своей системы управления, а в дальнейшем в книге «Принципы научного менеджмента» сформулировал ряд постулатов, которые в последствии получили название «Тейлоризм».

Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах региональной организации труда, составными элементами которой являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движения (хронометрии), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.

В основе тейлоризма лежат 4 научных принципа (правил управления):

– создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;

– отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;

– сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ;

– равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Многое из того, что предлагал использовать в трудовом процессе Тейлор, имело психологическую основу.

И понятие «человеческий фактор» в психологическом плане впервые ввел в научный оборот Тейлор – затем оно было развито классиками менеджмента Ф. Гелбертом, Г. Файолем, Э. Мейо и др.

Поскольку Тейлор был промышленным инженером, для него был естественен механический подход к управлению.

Тейлоризм – это классическая геометрия труда, важнейшими аксиомами которой являются организационная гармония и экономическая и психологическая целесообразность. Основные его положения актуальны и сегодня.

Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Руководители-практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.

Развитие менеджмента в трудах последователей Тейлора

Организационно – технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах Г.Л. Ганна, супругов Ф.и Л. Гилберт, Г. Эмерсона, Г. Форда и др. разработавших свои оригинальные концепции.

Ганн является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий; он разработал целую систему плановых графиков («Графики Ганнта»), позволивших благодаря его высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее.

Ф. Гилберт – первым применил фотоаппарат и фотокамеру для исследования движения работников. Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 году она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии.

В 1912 году в книге «Производительность как основание для управления и оплаты труда» Гаррингтон Эмерсон (1853–1931) сформировал «Двенадцать принципов производительности».

Эмерсон считал: … «работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно – значит, прилагать к делу усилия минимальные».

Основатель американского автомобилестроения Г. Форд указывал: «Одна из целей промышленности – это не только снабжать потребителей, но и создавать их».

В целом, заслуги Тейлора, Ганна, супругов Гилберт, Форда и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления:

1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;

2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение.

3. Обеспечение работников ресурсами, требующими для эффективного выполнения задач;

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Выделение планирования и обдумывание в отдельный процесс;

6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки формирования функций менеджмента.

2.2 Административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни)

Файоль создал «теорию администрации», которая была в дальнейшем развита Урвиком и Муни.

Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно достигнет успеха.

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Файоль сформулировал 14 принципов:

1. Разделение труда.

2. Власть и ответственность.

3. Дисциплина.

4. Единачалие.

5. Единство руководства.

6. Подчинение частных интересов общим.

7. Вознаграждение.

8. Иситрилизация.

9. Скалярная цепь (цепь начальников).

10. Справедливость.

11. Стабильность рабочего места для персонала.

12. Корпоративный дух.

Файоль выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные – производимых на любом предприятии и являющихся взаимозависимыми.

Административные операции Файоль разделил на: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию, т.е. на основные функции управления.

Планирование – определяет цели деятельности, необходимые для этого средства, а так же разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.

Организация – формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы.

Мотивация – активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

Теории управления Тейлора и Файоля имеют не только сходство, но и различие. Тейлор предлагал установить рациональное управление предприятиями «снизу», а Фойль – «сверху». Файоль подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни управления: Тейлор – цеховое управление, а он – высшее административное.

Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.

2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Количественный подход

В 30–50‑х гг. ХХ века на Западе получило распространение «неоклассическая» школа управления.

Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Она выдвинула требование «человек – главный объект внимания». Создатели этой школы использовали достижения психологии и социологии в управлении. Основоположник школы немецкий психолог Гуло Мюнстерберг (1863–1916), переехавший в 1892 г. в США и преподававший в Гарварском университете. Его школа подготовила первых в мире промышленных психологов по заявкам предприятий и организаций.

Американа Мэри Паркер Фоллетт (1866–1933) в книге «Новое государство» (1920) выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон.

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мейло (1880–1949), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел работу, получившую название «хаторнские эксперименты». Опыты в Хаторне (недалеко от Чикаго) на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» продолжались с 1927 по 1939 гг. целый штат научных работников обрабатывал экспериментальные данные, а публикация результатов заняла 10 лет.

«Хаторнские эксперименты» положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации и труду межличностных отношениях; подчеркнули роль отдельного человека и оказания психологического воздействия на человека, оптимизирующие деятельность организаций.

Основная литература

1. Гвишиани Д.Н. Организация и управление. Изд. 3-е перераб. ‑ М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1993.

2. История менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА – М., 1997.

3. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой З.П. и др. – М.: ИНФРА – М, 1995.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: «Дело». 1992.

5. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: «Тандем», ЭКМОС, 1997.

6. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996.

Загрузка...