Рисунки перелетных птиц для детей карандашом. Рисование на тему «Птицы» в подготовительной группе детского сада
sempai24.ru

Рисунки перелетных птиц для детей карандашом. Рисование на тему «Птицы» в подготовительной группе детского сада

В образовании и воспитании детей 6–7 лет первоочередной становится задача подготовки ребят к школе. Каждое занятие направлено на формирование и закрепление тех умений и навыков, а также на развитие личностных качеств, которые необходимы будущему первокласснику для обучения в начальной школе.

Занятия по изобразительной деятельности способствуют всестороннему развитию дошкольников: отвечают познавательным потребностям детей, способствуют расширению словарного запаса, прививают чувство прекрасного. Рисуя, ребята учатся прогнозировать и анализировать действия, поэтапно создавать композицию с учётом начальных знаний о перспективе, выполнять различные приёмы карандашом или кистью, чем готовят руку к важнейшему процессу в первом классе - освоению письма.

Для подготовительной группы одной из самых интересных тем для урока рисования, несомненно, станет «Птицы», где будут рассмотрены как перелётные, так и домашние пернатые.

Подготовка к занятию по рисованию в подготовительной группе детского сада.

Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, конструированию и лепке) проводятся с воспитанниками подготовительной группы три раза в неделю. По лепке и аппликации занятия чередуются и проводятся раз в две недели, по рисованию - два занятия каждую неделю.

Как правило, рисование является одним из любимых видов творческой деятельности у детей. Процесс создания зрительного образа при помощи простых действий приносит позитивные эмоции. Ребята владеют основными техниками и приёмами, проявляют большую самостоятельность в рисовании. При разработке рабочей программы по рисованию в подготовительной группе необходимо соблюдать критерии к проведению занятий с детьми возраста 6–7 лет:

  • Использование имеющегося у детей опыта работы с обязательным привлечением чего-то нового. Закрепление навыков рисования происходит при создании каждого последующего рисунка, но при этом в конце занятия воспитанники должны иметь ответ на вопрос: «Чему вы сегодня научились?» Разнообразные формы и способы применения имеющихся способностей активизируют интерес ребят к творческой деятельности. Например, воспитанники подготовительной группы знают основные цвета и оттенки, имеют представление о сочетании цветов, умеют смешивать гуашь и высветлять акварельные краски. Опираясь на эти навыки рисования у ребят, воспитатель учит их видеть красоту цветового многообразия окружающего мира и передавать зримое на листе бумаги плавными переходами, акцентами. Ребята умеют правильно держать кисть и аккуратно рисовать линии и закрашивать контуры, владеют разными способами рисования кистью: всем ворсом, кончиком, тычками, нанесением отдельных мазков разной толщины. Но их нужно научить рисовать цветными карандашами. В подготовительной группе ребята учатся аккуратно закашивать контуры карандашной штриховки, применяя различную степень нажима.
  • Обучение следованию словесными указаниям и прогнозированию действий. Прямой показ как метод работы не проводится воспитателем в подготовительной группе (исключение только для первого опыта рисования новыми материалами - пастелью, сангиной, мелом, а также индивидуального показа для тех, у кого возникают трудности в выполнении задания). С воспитанниками обсуждается план действий по рисованию предмета или сюжета, конкретные практические приёмы. В возрасте 6–7 лет ребята могут самостоятельно восстановить этапы рисования показанного им образца готовой работы по заданию.
  • Разработка собственного замысла. Старшим дошкольникам предоставляется максимальная свобода в продумывании образа для рисунка, материалов и приёмов, которые нужны для зрительного воплощения.
  • Игра - по-прежнему основной вид деятельности у ребят, поэтому обучать приёмам рисования следует с активным использованием игровых форм. Воспитатель должен включать в ход занятия сюрпризные и игровые элементы исходя из установленной темы.

В старшей группе ребята ознакомились с тремя видами рисования: предметным, сюжетным и декоративным. В подготовительной группе большое значение уделяется рисованию по представлению. Воспитанники работают со зрительными образами памяти, анализируют демонстрируемые иллюстрации и другие наглядные материалы. Занятия по теме «Птицы» не предполагают закрепления и оттачивания навыка рисования с натуры. Изображения птиц ребята рассматривают на картинках и плакатах, воспитатель обращает внимание на птиц во время прогулки - ребята выделяют особенности различных видов птиц (размер, форма головы/туловища/клюва, цвета и оттенки в оперении) и фиксируют их характерные движения: птица села на ветку, взлетела, клюёт ягоды, плывёт и т. д. По представлению ребята рисуют и образы сказочных птиц (Жар-птица, Финист).

Передача в изображении этих движений в простых действиях - основная задача сюжетного рисования в подготовительной группе. Ребята переносят на лист бумаги своих ощущения от окружающей действительности, изображают смысловые связи между объектами и предметами. По теме «Птицы» воспитанники продумывают сюжетный момент, стараются заполнить изображением всю площадь листа, помня о перспективе (ближние объекты рисуются ниже на листе, дальние - выше).

Тема «Птицы» раскрывается и в декоративном рисовании старшими дошкольниками. Это условные изображения птиц в составе сложного узора для декорирования тарелки, шкатулки, разделочной доски, подноса и других предметов. Дети могут нарисовать птиц по мотивам городецкой, хохломской и гжельской росписей, филимоновской, дымковской и богородской игрушек.

Образцы работ по теме «Птицы», выполненные в различных способах рисования.

Пример предметного рисования Пример сюжетного рисования Рисование по представлению героев басни Пример рисования по представлению Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи Декоративное рисование по мотивам дымковской игрушки Декоративное рисование по мотивам филимоновской игрушки

Техники и приёмы рисования в подготовительной группе.

Старшие дошкольники на занятиях по рисованию создают работы не только красками, но и карандашами. В возрасте 6–7 лет ребёнок может выполнять равномерную яркую штриховку грифельными и восковыми цветными карандашами. Он может достигнуть в карандашном рисунке различных оттенков одного цвета (за счёт интенсивности нажима в процессе штриховки). Простым карандашом ребёнок учится создавать предварительный набросок: обозначает контуры предмета без прорисовки отдельных элементов. Для яркого выделения контуров и деталей раскрашенных объектов могут быть использованы цветные фломастеры.

При рисовании красками старшие дошкольники отрабатывают навыки смешивания и выбеливания красок на палитре для получения нужных по замыслу цветов и оттенков. В подготовительной группе ребята используют в работе приёмы примакивания и мазков, рисуют как всем ворсом кисти, так и кончиком.

Акварельные краски часто используются на занятиях по рисованию. Рисуя грифельными карандашами или акварелью, ребята учатся видеть красоту светлых оттенков. На всей площади листа воспитанники рисуют расплывчатый фон акварельными красками.

Гуашь используется в декоративном рисовании или при создании тех предметных и сюжетных работ, в которых по замыслу предполагается нанесение цвета на цвет.

В качестве основы рисунков используются наборы белой и цветной бумаги, специальной для акварели и гуаши, ватман (как правило, для создания коллективных работ или реализации творческих проектов). Тонированная бумага привлекается для работы редко, в основном для создания декоративного узора по мотивам народной живописи. На занятиях по предметному и сюжетному рисованию ребята учатся создавать фон самостоятельно (однотонный или с плавными переходами).

По теме «Птицы» проводятся занятия с использованием нетрадиционных техник рисования: восковыми мелками с зарисовкой акварельной краской, ватными палочками, мелом на наждачной бумаге, в техниках граттаж, монотипия и т. д.

Примеры рисунков птиц, выполненных в нетрадиционных техниках.

Примеры работ в технике пальчиковой живописи Рисунок в технике граттаж Рисунок в технике граттаж Пример работы в технике граттаж (раскрашенным цветным фоном основы) Рисунок в технике печатания Пример кляксографии Пример монотипии в детском рисунке Работа в технике монотипия Работа в технике поинтилизм (рисование ватными палочками)

Рисование по теме «Птицы» в подготовительной группе можно сочетать с другими техниками изобразительной деятельности - аппликацией и лепкой. Высохшие акварельные и гуашевые рисунки ребята дополняют деталями или фигурками по замыслу. Например, на рисунке синицы карандашами можно приклеить слепленные из пластилина зёрна или жатые кусочки салфетки в качестве «хлебных крошек». Изображение ветки, на которую сел снегирь, хорошо дополнить пластилиновыми ягодами рябины. Материалы для создания аппликации на рисунке возможны разнообразные: ватные диски, шарики из салфеток, природный материал, вырезанные мотивы из фантиков и журналов. Привлекается использование пластилинографии - нетрадиционной техники рисования путём размазывания пластилина. Пластилиновые мазки помогают красиво и оригинально оформить фон рисунка: небо, полянку, листья деревьев или снег на ветке.

Примеры рисунков птиц в сочетании с другими изо-техниками.

Ягоды выполнены в технике сминания бумажных элементов Рисунок дополнен пластилиновыми элементами Сочетание техник рисования и аппликации Сочетание техник рисования и аппликации (коллективная работа) Дополнение рисунка пластилиновыми элементами Рисунок красками с пластилиновыми элементами Смешанная техника (рисование и аппликация)

Индивидуализация заданий по теме «Птицы» в подготовительной группе.

Индивидуальный подход в обучении реализуется через личностный подход к учащимся, разработку дифференцированных заданий (по уровню сложности или по замыслу) и настрой занятий не на «среднего ученика», а на развитие умений и навыков каждого ребёнка в группе. Для занятий по рисованию в подготовительной группы этот подход осуществляется через соблюдение воспитателем следующих принципов и методов работы:

  • Знание индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. Педагог должен знать особенности внимания и памяти, степенью владения тем или иным навыком, стремлением работать в группе или обособленно у каждого ребёнка. Непосредственно во время проведения занятия воспитатель должен обращать внимание на эмоциональное состояние воспитанников: увлечённые и активные ребята должны получить задание с усложнением, а те, кто неуверен в своих способностях или пребывает по каким-либо причинам в плохом настроение, получают посильные выполнению задания. Варианты заданий для успевающих воспитанников: дополни рисунок пластилиновым элементами (ягоды рябины, глаза птицы, листья на ветке); укрась работу аппликацией (ствол дерева, трава, цветы) или природным материалом (листья, веточки); проработай фон детально или в технике пластилинография (рисование пластилиновыми мазками травы, кроны дерева, облаков, неба и солнца).
  • Стимулирование познавательной деятельности, желания делиться с другими собственным опытом, примерами из жизни. Например, на занятии по теме «Синички» воспитатель может спросить, когда и где ребята видели этих птиц. Кормили они их? Делали для них кормушки (с родителями или в младших группах)? В начале занятия «Домашние птицы» рекомендуется провести беседу: кто из ребят на каникулы уезжает за город, видели ли они птичий двор, какие птицы держут в деревнях; у кого дома живут попугаи, канарейки или другие декоративные птички, какие у них особенности (оперения, голосовые).
  • Свобода творческого замысла и его воплощения. Дети 6–7 лет активно анализируют предстоящую по заданию работу, продумывают этапы создания рисунка. Воспитатель не должен ограничивать фантазию воспитанников, но направлять её в нужном направлении. Детям должен быть предоставлен доступ к стеллажу/шкафу с кистями, красками, карандашами, инструментами для нетрадиционных техник и материалами для лепки и аппликации.
  • Создание условий и ситуаций (игровых или проблемных) для проявления воспитанниками своих способностей. В игре дети учатся правильно определять взаимоотношения и связи между объектами и явлениями окружающего мира. Играют ребята 6–7 лет, предварительно продумав сюжет игры, совместно распределив роли и ход игры. При решении проблемных ситуаций воспитатель должен побуждать ребят активно делиться личным опытом и примерами из жизни, высказывать своё мнение, видение ситуации и способов решения. Педагогу необходимо зародить в детях желание говорить открыто, вступать в обсуждение и анализировать идеи других обоснованно. Примеры логических игр по теме «Птицы»: найди одинаковые картинки с изображением птиц, обведи по точкам контур и назови птицу, изобрази сам характерную позу птицы, узнай птицу по силуэту, уменьши изображение птицы (нарисовать похожий силуэт птицы меньшего размера). В проблемных ситуациях для детей дошкольного возраста должно содержаться практическое решение (дай ответ и нарисуй, покажи персонажу птицу, сделай картинку на память для гостя).

На уроках рисования личностно-ориентированный подход реализуется через тщательную разработку воспитателем программы занятий и подготовку к каждому занятию. Закрепляя в процессе создания рисунка ранее полученные навыки, ребёнок ощущает значимость того, что он выполнял ранее. На каждом занятии он узнаёт новое или учится чему-то - у ребёнка есть интерес и стимул развиваться. Он анализирует готовую работу, учится принимать конструктивную критику и заслуженную похвалу.

Тема для занятия по рисованию должна быть обобщённой и давать возможность каждому воспитаннику пофантазировать. Например, тема «Домашние птицы» может предоставить детям простор в творческой деятельности по критериям: какую именно птицу изображать (птица живёт в квартире или во дворе деревенского дома), выполнять работу в рамках предметного рисования или сюжетного, выбирать степень детализации фона и т. д. Для каждого рисунка дети самостоятельно выбираю цветовую гамму, в которой будут рисовать (тёплые или холодные цвета), могут использовать дополнительные материалы для дополнения работы лепкой или бумажной аппликацией, если остаётся время после выполнения основного задания.

Тема «Птицы» в перспективном планировании по рисованию в подготовительной группе.

В разделе «Рисование» программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе тема «Птицы» представлена во многих занятиях. Она раскрывается при обучении рисованию по представлению, рисованию образов народных сказок и художественных произведений,декоративному рисованию.

Тема занятия Форма организационной деятельности Обучающие и развивающие задачи Используемые приёмы
«Перелётные птицы» Индивидуальная. Обучение предметному рисованию по представлению (рисование отдельных видов птиц, изображение характерных особенностей формы туловища, головы, клюва птицы, оперения). Создание карандашного наброска: выделение простых геометрических форм в строении птицы.
Раскрашивание туловища и головы птицы без выхода за контуры наброска.
Рисование отдельными мазками оперения.
Рисование кончиком кисти отдельных деталей изображения (лапки птицы, клюв, глаза, хвост, хохолок).
«Летят перелётные птицы», «Птицы улетают на юг» Индивидуальная/коллективная. Обучение сюжетному рисованию с изображением характерных движений птиц (движения в полёте). Развитие навыка создания предварительного наброска.
Создание фона (небо; возможно, с прорисовкой линии горизонта).
Развитие навыков композиции и простой перспективы (чем дальше птица по замыслу, тем выше её изображение располагается на листе бумаги).
Закрепление приёмов рисования красками.
Развитие умения работать в подгруппе.
Индивидуальная. Формирование умение выбрать эпизод для рисования сюжетной сценки, создавать образы художественного произведения. Создание предварительных набросков при рисовании сложных фигур (утка, лиса, охотник).
Рисование красками, закрашивание контуров наброска, проработка мелких деталей кончиком кисти по замыслу.
«Домашние птицы» Индивидуальная. Развитие способности к рисованию по представлению (изображение различных видов домашних птиц с их характерными особенностями). Штриховка цветными карандашами с различной степенью нажима.
Создание контуров фломастерами.
«Птичий двор» Коллективная. Развитие интереса к коллективной деятельности.
Формирование умения рисовать сюжетные сценки.
Развитие навыков рисования карандашами или красками.
Развитие умения работать в группе: совместное продумывание сюжета для изображения и фона для рисунка, обсуждение и выбор техники рисования (возможно, с привлечением аппликации или оформления природным материалом), анализирование готовой работы.
«Волшебная птица» Индивидуальная. Формирование умения рисовать сказочные образы. Закрепление навыка рисования цветными карандашами/Развитие навыка рисования пастелью или сангиной.
Развитие композиционных способностей.
«Лебедь» Индивидуальная. Развитие рисования по представлению.
Развитие умения создавать образы художественного произведения (для варианта темы «Царевна-лебедь»).
Создание не однотонного фона.
Рисование гуашью по влажному фону.
Проработка мелких деталей кончиком кисти.
«Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»» Индивидуальная. Развитие умения создавать в рисунке сказочные образы. Закрепление навыка рисования цветными карандашами.
Создание детально продуманного фона.
«Сорока-белобока» Индивидуальная. Развитие умения рисовать птицу в определённой позе по представлению (птица, сидящая на ветке). Рисование цветными карандашами по предварительному наброску.
Упражнение в произвольном нажатии на карандаш для получения нужной интенсивности цвета.
«Совушка-сова» Индивидуальная. Формирования умения работать в смешанной технике. Рисование акварелью по предварительному карандашному наброску.
Рисование контурной линии отдельных деталей чёрной капиллярной ручкой.
«Гусь», «Синички», «Ласточки», «Снегири на ветке», «Воробышек» Индивидуальная. Развитие умения рисовать фигуру птицы конструктивным способом (при помощи простых геометрических фигур). Создание наброска простым карандашом конструктивным способом.
Закрепление навыка рисования карандашами/акварелью/гуашью/пастелью.
В темах по рисованию отдельных видов птиц рекомендуется обучать рисованию в смешанной технике.
«Стайка воробьёв» Коллективная. Развитие умения рисовать птицу в определённой позе (клюёт крошки/зёрна). Рисование цветными карандашами с разной степенью нажима, разнохарактерной штриховкой (имитация оперения).
Развитие умения слаженно работать в подгруппе.
Активизация фантазии в продумывании деталей рисунка (что клюют воробьи и как это изобразить).
«Золотой петушок» Индивидуальная. Развитие умения рисовать образ по мотивам художественного произведения. Создание карандашного наброска конструктивным способом.
Рисование гуашью.
Закрепление навыка получения различных оттенков путём смешивания красок.
«Каргопольские птички» Индивидуальная. Развитие умения предметного рисования с натуры (рисование каргопольской игрушки «птичка»).
Развитие умения декоративного рисования.
Рисование простым карандашом с натуры (фигурка птицы).
Создание гуашью декоративного узора по мотивам каргопольской росписи.

Мотивирующее начало занятия

Одной из задач обучения рисованию из бумаги является развитие мотивации к работе с карандашами, красками, пастелью. Наиболее действенный способ привлечения внимания к творческому процессу и активизации познавательной деятельности - использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия. В качестве мотивирующего начала занятия могут педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Наглядные материалы: тематические плакаты (птицы домашние, перелётные, остающиеся на зимовку), фотографии, иллюстрации в книгах, фигурки птиц, игрушки-птицы народных мастеров.
  • Использование текстов народных сказок и авторских литературных произведений.
  • Чтение стихотворений, потешек, пословиц и поговорок, загадок о птицах.
  • Обращение к опыту и знаниям воспитанников: проведение беседы, задания на размышление.
  • Использование технических средств: прослушивание песен о птицах, аудиозаписей птичьих голосов, просмотр слайдов на проекторе.
  • Проведение тематических подвижных или логических игр, создание сюрпризных моментов и проблемных ситуаций.

Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Птицы».

Тема занятия Мотивирующее начало
«Иллюстрации к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»» В начале занятия воспитатель обращается к детям с вопросом, хорошо ли они помнят ранее прочитанную ими сказку «Серая шейка». Проводится беседа по содержанию сказки: по каким причинам уточка не улетела вместе со своей стаей, что происходило в сказке до момента встречи с охотником, как вела себя лиса, а как - уточка, как она познакомилась с зайцем и т. д.
Воспитатель зачитывает отрывки из сказки: с каким чувством птицы собираются к дальнему путешествию в тёплые края; описание осеннего дня, когда Серая шейка осталась одна, а в небе пролетали стаи перелётных птиц; сцена у полыньи; встреча с зайцем и др.
Проведение логической игры «Найди отличие»: на доску крепятся две картинки с изображение одной и той же иллюстрации к сказке Мамина-Сибиряка, но на одной из них есть отличия. Воспитатель оговаривает, сколько отличий должны отыскать ребята.
«Снегирь на ветке рябины» Создание сюрпризного момента : почтальон приносит в группу письмо. Его написал Незнайка, он сообщает ребятам, что Знайка загадал ему очень сложную загадку, ответ он никак не может дать правильный. Незнайка прочит ребя помочь ему разгадать загадку и прислать ему в обратном письме иллюстрацию отгадки.
Загадка :
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Далее проводится беседа по изучению наглядного материала (картинки с изображением снегирей): ребята определяют особенности строения птицы, оперения, позы.
Физкультминутка «Вот на ветках посмотри - в красных майках снегири».
Возможно, проведение логической игры «Найди снегирей в одинаковых позах»: на столе лежат картинки с изображением снегирей (в полёте, клюют ягоды, сидят на ветке, прыгают и др.), ребята должны найти одинаковые.
«Совушка-сова» Для проведения занятия подготавливает фоновое сопровождение - аудиозаписи с пением лесных птиц; наглядный материал - иллюстрации к сказкам и потешкам, выполненные художником Васнецовым.
В начале занятия воспитатель проводит ребя на выставку иллюстраций, рассказывает о художнике Юрии Васнецове. После проводится беседа : каких птиц ребята увидели на картинах, какие краски преобладают в показанных работах и т. д.
Воспитатель читает потешку :
Ах, ты, совушка-сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидела,
Головой своей вертела,
С дерева свалилася,
В яму покатилася.
Спрашивает, о какой птице эта потешка, и просит найти на выставке иллюстрацию с ней. Обсуждение изображения совы: особенности строения птицы, оперения, позы, на чём сидит, какими краски использовал художник для рисунка птицы. Воспитатель спрашивает, встречали ли они сову или филина в сказках, стихотворениях, песнях и мульфильмах, а, возможно, видели эту птицу за городом или в зоопарке.
Подвижная игра «Совушка»: в середине игровой комнаты обозначается гнездо совы, куда встаёт первый водящий. Воспитатель объявляет, что в лесу настала ночь, водящий закрывает глаза, а остальные ребята изображают различных обитателей леса - насековых, птиц, зверушек, они бегают и играют. Когда воспитатель говорит, что настал день, дети замирают, а сова вылетает из гнезда и смотрит, все ли сохраняют неподвижность, тех, кто двигается, совушка уносит в своё гнездо. После подсчитывается, скольких сова сумела поймать, и выбирается новый водящий.

Составление конспекта на тему «Птицы».

Целью занятий по рисованию на эту тему является создание изображений различных видов птиц в характерных позах, сюжетных сценок, сказочных образов. Занятие по рисованию в подготовительной группе составляет не более 30 минут и содержит обязательные этапы:

  1. Организационный момент 1–2 минуты.
  2. Мотивирующее начало 6–7 минут.
  3. Практическая работа 15–17 минут.
  4. Демонстрация и анализ готовых работ 2–3 минуты.
  5. Подведение итогов 1 минута.

Проведённое занятие воспитатель должен проанализировать и наметить пути коррекции методов и форм работы в последующей обучающей деятельности.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему «Птичий двор».
Расширение знаний о домашних птицах и их птенцах. Задачи Закрепления умения выделять характерные особенности птиц.
Воспитание бережного отношения к природе.
Развитие коммуникативных и речевых навыков. Материалы Затонированные листы бумаги, картинки с изображением домашних птиц, изображение птичьего двора. Предварительная работа Совместное чтение познавательной литературы, сказок и стихотворений о домашних птицах, рассматриванию иллюстраций к книгам. Ход занятия В начале занятия проводится короткая разминка: дети за воспитателем движения под строки стихотворения о гусе.
Создание игрового момента: в гости к ребятам пришла кукла и приглашает их посмотреть на её птичий двор, предварительно она загадывает детям загадки о птицах.
Кукла показывает детям изображение птичьего двора. Воспитатель проводит беседу. Какие птицы изображены на плакате? Почему эти птицы называются домашними? Зачем люди держат и разводят домашнюю птицу?
Проведение физкультминутки под стихотворение о домашних птицах.
Практическая часть: ребята выполняют рисунки цветными карандашами.
Демонстрация работ. Ребята выделяют особенно удачные рисунки.
Воспитатель благодарит всех за проделанную работу и интерес к занятию.

Порядок выполнения рисунков на тему «Птицы».

Воспитанники подготовительной группы активно развивают умение следовать устным инструкциям педагога. Поэтому до выполнения ребятами практической части задания воспитателю стоит обсудить с ними, какими способами и в какой последовательности они будут рисовать фигуру птицы, будут ли они предварительно создавать фон и как, какие смешанные техники подходят для выполнения задания, можно ли использовать приёмы лепки и аппликации для оформления готового рисунка. Путём наводящих вопросов и подсказок воспитатель подводит ребят к рекомендуемому порядку действий. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки. Допускается использование технокарт с поэтапным рисованием фигуры птицы для тех ребят, которые испытывают трудности в выполнении задания.

Схемы поэтапного рисования перелётных и домашних птичек.

Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию цветными карандашами Инструкция по рисованию гуашью Инструкция по рисованию карандашом Схема рисования красками Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8

муниципального образования Темрюкский район.

Непосредственно- образовательная деятельность

« Рисование Птиц»

Образовательная область: художественно – эстетическая

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Рисование птиц»

Цель : закрепить методы передачи пропорций птицы. Передача объема тоном и цветом. Развитие мелкой моторики рук, цветовосприятия, пространственного мышления. Беседа о красоте птиц.

Программные задачи:

Образовательные:

Упражнять в рисовании птиц;

Закреплять способы выполнения наброска простым карандашом с последующим закрашиванием акварелью;

Развивающие:

Развивать способности анализировать рисунки;

- развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.

Воспитательные:

Бережное отношение к птицам, к природе;

Формировать у детей стремление доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением птиц; наблюдения за птицами в природе, чтение художественной литературы «Перелетные птицы».

Методы и приемы:

Наглядный: рассматривание иллюстраций (обращаю внимание на особенности птиц - размер, окраску, длину ног, форму клюва.

Словесный: беседа, объяснение;

Практический.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц, просмотр слайдов «Перелетные птицы».

Материал и оборудование: картинки с изображением птиц; бумага для рисования, простой карандаш, ластик, акварель, кисточки, баночка для воды, палитра.

Реализуемые технологии : здоровьесберегающие, ТРИЗ, личностно – ориентированный подход, рисование кистью, подгрупповой метод, использование электронных ресурсов

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята я хочу загадать вам загадку:

Верст не считала,

По дорогам не ездила,

А за морем бывала,

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это………(птицы) (Ю. Светлова).

Я неспроста загадала загадку о птице, потому что скоро 1 апреля «Международный день птиц» . Посмотрите сколько красивых птиц у нас в гостях. Кто-нибудь знает, как называются эти птицы? Может быть вы видели какую-нибудь из них на нашем участке или в городе? (ответы детей)

Рассмотрите пожалуйста всех этих и назовите их сходства и различия. (сходства- есть туловище, голова, хвост и т.д. ; различия- окраска оперения). Мы с вами уже рисовали птицу карандашом. Сегодня мы будем рисовать еще и красками. Давайте вспомним схему рисования птицы.

На середине листа намечаем линию наклона птицы. На этой линии отмечаем середину, от нее в разные стороны еще две точки (одинакового размера от центра). Это будет туловище. Вдоль линии между этими точками рисуем овал. Сверху овала рисуем круг (это будет голова).

С низу узкий, длинный прямоугольник (хвост).

С левой стороны круга полоской отмечаем клюв.

Теперь начинаем рисовать птицу. Рисовать начинаем с головы.

Начинаем рисовать с клюва,вверх прорисовываем голову и спину. Внизу от клюва грудку, слегка утолщая овал. Обратите внимание голова птицы плавно переходит в пухленький животик(шейка у нашей птички не выделяется).

Теперь прорисовываем хвостик и глаз.

(вспоминая и объясняя методику рисования, одновременно показываю на доске как это нужно делать, дети у себя на листах.)

Чтобы правильно нарисовать лапки, необходимо « посадить» птичку на веточку. Для этого отступаем от тела небольшое расстояние, проводим две линии параллельно птички и это будет веточка. Обратите внимание у птички тонкие и длинные ножки с крепкими коготками. Крылья не длинные, но заостренные на конце. Вот такая птичка у нас с вами получилась.

Посмотрите пожалуйста на доску какую же птичку мы нарисовали? (ответы детей)

Конечно, наша птичка похожа и на снегиря, и на синичку, и на воробья т.к. имеет более округлую форму тела, маленький клюв и небольшой ростик.

А вы хотели бы полетать как птицы? (ответы)

Тогда вставайте из-за столов и идите ко мне.

Физминутка под мелодичную мелодию

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг

(дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

(дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит

Космонавт летит в ракете

(потягивание- руки вверх)

А внизу леса, поля-

Расстилается земля.

(низкий наклон вперед, руки разводят в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь

Надо птичкам отдохнуть.

(дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу

Пролететь нам надо много

(дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземлятся нам пора

(дети садятся за стол)

Так как наша птичка похожа сразу на несколько птиц, я предлагаю Вам разукрасить их по разному.

Подведение итогов:

После того как дети выполнили задание, оцениваем каждую работу, указываем на достоинства и недостатки рисунка. При этом обязательно объясняя, почему не получилось и что, и как это исправить в следующий раз.

Молодцы, ребята, Вы сегодня очень хорошо поработали. С каждым занятием Ваши работы становятся лучше и лучше! Молодцы!

После занятия работы выставляются в изо уголке вместе с картинками оригиналами, для того, чтобы другие дети смогли посмотреть и сравнить.

Дети очень любят рисовать мир живой природы, причем, изображать птиц им нравится не меньше, чем животных. Эта тема рисования в старшем дошкольном звене представлена в большом разнообразии интересных вариантов: чего только стоит нарядный петушок, грациозный лебедь, неуклюжая сова, забавный пингвин, и, наконец, сказочная птица.

группе ДОУ

Дети 5–6 лет способны создавать красивые, выразительные рисунки, хорошо передают форму предметов и их составных частей. Значительно расширяется детский кругозор: новые знания приобретаются в процессе наблюдения за окружающим миром, чтения художественной литературы. Ребята уже могут изображать объекты, которые они никогда не видели (что касается птиц , то это, например, пингвин ).

Расширяется цветовой спектр, с которым работают дети. Рисунок строится на красивых сочетаниях цветов.

Если в младшем и среднем дошкольном возрасте ребята изображали птиц в виде галочек, то в старшей группе задача воспитателя - научить рисовать их правильно. Педагог должен сформировать у детей представление о внешнем облике пернатых, понимание того, что все они имеют похожее строение, хотя и различаются по окраске, размеру и форме частей тела. Ребята усваивают, что у всех пернатых удлиненное туловище, одинаковая посадка головы. При движении положение головы и хвоста изменяется, а крылья раскрываются.

Рисованию птиц в идеале должна предшествовать лепка на подобную тему.

Чтобы дошкольники реалистично изображали птиц , перед такими занятиями должна проводиться предварительная работа: наблюдение за пернатыми на прогулках, рассматривание многочисленных иллюстраций.

В рисовании птиц существуют некоторые сложности. Дети должны усвоить основы их изображения. Рисунок начинается с контура - это вытянутое туловище в форме большой капли (заостренной к концу) и овальная головка. После этого добавляются крылья, хвостик, лапки и глаз около клюва. От правильного выполненного контура зависит аккуратность и качество всего рисунка.

Педагог объясняет дошкольникам, как расположены части тела птиц ы во время полета и при передвижении по земле (хвост расправлен либо сложен). Кроме того, можно рисовать птиц , которые клюют корм или сидят на ветке дерева.

Конечно, изображение птиц в старшей группе лучше начинать с тех особей, которых дети могут наблюдать в повседневной жизни: это воробей, синичка, снегирь, голубь и пр. Надо приучать ребят самих замечать разницу между птиц ами, сравнивать их, выделять ключевые особенности, тогда и рисование будет проще. Например, сова круглая и толстая. Аист - тонконогий с длинным изящным клювом. Лебедь имеет длинную шею, очень красивый, с большими размашистыми крыльями. Пингвин словно одет во фрак, неуклюжий, с коротенькими крылышками, на голове у него забавный хохолок. У петуха мощная грудь, сильные ноги, есть бородка, красивый гребешок, а самое главное - разноцветный хвост. Снегиря отличает красная грудка.

Когда дошкольники хорошо научатся рисовать реалистичные образы, педагог может предложить им изобразить птиц у в сказочной трактовке – «Жар-птиц а», «Птиц а счастья», «Волшебная птиц а». Отметим, что данная тема творческая, и воспитатель предлагает детям несколько разноплановых образцов для ознакомления. Кроме того, дети самостоятельно выбирают краски.

Используемые материалы и основа

Птицы в старшей группе изображаются на листе бумаги привычного формата. При рисовании гуашевыми или акварельными красками основа заранее тонируется педагогом. Если детям предстоит рисовать птиц , парящих в небе, то это должен быть голубой фон.

Для коллективной работы воспитатель предлагает ребятам лист ватмана, где в зависимости от характера композиции предварительно рисует дерево с множеством ветвей, большую кормушку либо деревенский птичий двор.

Птиц дошкольники данного возраста рисуют как красками, так и цветными карандашами. Пернатых белого цвета, например, лебедя, аиста или гуся лучше рисовать гуашью, чтобы они больше были заметны на цветном фоне. Это же касается и черно-белых - пингвина и ласточки . Синичку же, снегиря, сову, курочку, воробья, голубя вполне можно нарисовать цветными карандашами или даже восковыми мелками. В некоторых случаях подойдут и фломастеры, например при изображении яркого петушка.

Рисунок фломастерами

Для предварительной прорисовки контура используется простой карандаш.

Техники и приёмы, которые нужно использовать при рисовании в старшей группе

При рисовании в старшей группе педагог должен отрабатывать с детьми приемы правильного закрашивания силуэта кистью. Мелкие части тела - клювик, глазки, лапки, хвостик - тщательно пририсовываются кончиком кисти. При этом инструмент следует держать в руке практически вертикально. Более крупное продолговатое туловище птиц ы и ее крылья закрашивается всем ворсом, кисть при этом наклонена к бумаге. Когда подсохнет краска, можно дополнительно кончиком кисточки обозначить направление перьев - изображение станет более реалистичным.

Штриховка карандашом должна осуществляться в одном направлении, кроме того, внутри контура не должно быть белых пятен.

В зависимости от размера закрашиваемой детали дошкольники должны регулировать размах движения руки.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности, уместность индивидуального подхода

Изображение станет оригинальнее, а сама продуктивная деятельность более увлекательной для детей, если разнообразить композицию аппликативными или пластилиновыми элементами. Например, птичка может клевать червяка или гусеницу, слепленных из пластилина (в виде жгутика или последовательно прилепленных шариков). Из пластилина могут быть вылеплены маленькие черные глазки пернатых. Если птиц а парит в небе, можно изобразить солнышко методом пластилинографии. Снегирь может сидеть на ветке рябины с вылепленными красными ягодами.

Аппликативные детали будут особенно уместны при рисовании сказочных птиц . Это может быть цветная фольга, блестящие пайетки либо фантики от конфет. Похожим образом можно украсить и нарядного петушка.

Конкретные варианты композиций (в том числе коллективных) в рамках темы

Рисование воспитанникам старшей группы предлагается зимой (декабрь ). Традиционно это композиция «Птиц ы синие и красные» (по мотивам стихотворения японского поэта Китахйра Хакусю «Птиц а, птиц а красная»). Ребята учатся воссоздавать в рисунке поэтический образ, подбирая соответствующую цветовую палитру и красиво располагая птиц на основе .

Немного позже (например, в феврале) ребятам можно предложить композицию «Птиц ы на кормушке» (голуби, синицы, вороны, воробьи). Причем, ее можно организовать как коллективную работу. Отметим, что данной работе обязательно предшествует лепка.

Зимой также будет уместно рисование снегиря либо пингвина.

После лепки петуха (весной) воспитатель предлагает ребятам рисование этой красивой птиц ы. То же касается и индюка, который оформляется как декоративная композиция в виде дымковской игрушки: дети рисуют эту птиц у с раскрытым веером хвостом и раскрашивают ее характерными узорами. При этом акцент ставится не только на предметное рисование, а на развитие чувство ритма, цвета и композиции в оформлении узора.

Рисование пернатых хорошо приурочить 1 апреля, когда отмечается «Международный день птиц ». В этот день ребята могут изобразить любую птиц у по выбору либо тех, кого дошкольники еще не рисовали (например, сова, лебедь, аист и пр.).

В конце учебного года ребятам можно предложить творческую тему - рисование сказочной птиц ы.

Отметим, что сюжеты рисунков могут быть связаны с подвижными игры на птичью тематику: например, «День и ночь» (сова), «Собачка и воробьи». «Птички в гнездышках» «Воробышки и кот». Это будут сюжетные композиции.

Кроме того, дошкольники очень любят рисование по мотивам сказок. В связи с этим можно предложить им следующие темы:

  • По сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Финист - ясный сокол», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Петушок и бобовое зернышко», «Храбрый петушок» («Заюшкина избушка» .
  • «Царевна Лебедь» (по произведению А.С. Пушкина «ОСказка о Царе Салтане»).
  • «Петух и краски» (по произведению Владимира Сутеева)
  • «Кукушка» (иллюстрация к ненецкой народной сказки, это может быть птиц а с женским лицом и волосами)

Старшие дошкольники с удовольствием выполняют работы коллективно. Педагог может предложить им такие темы: «Птиц еферма» (домашние птиц ы), «Птичья столовая», «Утка с утятами», «Курочка с цыплятами».

Возможные варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание игрушек, картинок, беседа по вопросам, сказка и прочее

Чтобы превратить изображение пернатых в увлекательный процесс, большую роль играет продуманная мотивация занятия . Например, если детям предстоит рисовать Птиц у Счастья, воспитатель берет волшебную палочку и предлагает ребятам отправиться в сказку. Все вместе произносят заклинание и «переносятся» в чудесный лес, где живут самые разные птиц ы. Рассмотрев их всех с детьми, педагог расстраивается, что здесь нет только Птиц ы Счастья. А ведь люди с древности верили, что она существует. Педагог подводит ребят к тому, что такую птиц у можно нарисовать самостоятельно, чтобы сделать счастливыми себя, своих родных и всех людей на земле.

Другой вариант удачной мотивации - воспитатель предлагает дошкольникам пальчиковую игру:

  • Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.
  • Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.
  • Птички в гнездышках сидят
  • И на улицу глядят.
  • Полетать все захотели.
  • Ветер дунул - полетели.

Педагог грустит, что птички улетели, а ей так хотелось бы, чтобы они остались в детском саду. Дети с радостью соглашаются помочь - нарисовать пернатых (причем, они могут быть как обычными птиц ами, так и сказочными).

В гости к ребятам в группу может прийти игрушечная птиц а. Кстати, это может быть знакомая всем Совунья из Мультфильма «Смешарики». Персонаж обращается к детям со своей проблемой, например, нарисовать ему друзей. Это также могут быть птенцы для мамы-птиц ы, которые испугались и разбежались.

Фотогалерея: подборка игрушек и фигурок

Мягкая игрушка
Керамическая фигурка
Резиновая игрушка Персонаж м/ф «Смешарики»

На занятии рисованием нужно активно использовать тематические картинки и плакаты с изображением птиц .

Фотогалерея: подборка изображений пернатых

Плакат для дошкольников
Плакат для дошкольников Плакат для дошкольников

Занятие можно увлекательно построить на основе сказок, обязательно сопровождая их иллюстрациями. Например, после прочтения русской народной сказки Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» к детям может прийти воробей и попросить сделать его фотографию с друзьями - мышкой и блином.

Иллюстрация к русской народной сказке

Можно вспомнить сказку «Заюшкина избушка» и предложить ребятам нарисовать храброго петушка, который выгнал наглую лису из дома зайчика. Причем, петух может быть в сапогах и держать на плечах косу.

Иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка»

А в сказке «Петушок и бобовое зернышко» петушок, наоборот, будет больным и слабым. Детям будет интересно изобразить его лежащим на кровати, с градусником, замотанным горлышком.

Иллюстрация к сказке «Петушок и бобовое зернышко»

Петушок также является героем сказки Владимира Сутеева «Петух и краски». По сюжету этого короткого произведения мальчик Вова нарисовал эту птиц у и забыл раскрасить. Собака отправила его к краскам, которые помогли и раскрасили петуха (красная, зеленая и желтая). Отсюда возникает отличная мотивация для дошкольникам - точно так же помочь петушку.

Иллюстрация к сказке В. Сутеева

После знакомства со сказкой «Финист - Ясный сокол» ребята могут изобразить сокола, который поранился об острые колья либо летит на них.

Иллюстрация к сказке

Иллюстрация к сказке

Дети обычно очень волнительно воспринимают ненецкую народную сказку «Кукушка». После прочтения этого произведения воспитатель предлагает дошкольникам изобразить маму, которая превратилась в птиц у. Кукушка при этом может быть с женским лицом и развевающимися волосами.

Иллюстрация к сказке «Кукушка»

Дошкольники очень любят изображать царевну Лебедь из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Воспитатель может сообщить детям, что если они красиво изобразят птиц у, то она обязательно превратится в прекрасную царевну. Лебедя при этом рисуют с короной и прочими украшающими деталями.

Иллюстрация к «Сказке о Царе Салтане» А.С. Пушкина

У Виталия Бианки есть интересная сказка под названием «Сова», откуда также можно почерпнуть мотивацию к рисованию. По сюжету произведения один старик пил чай с молоком и ненароком обидел сову, которая пролетала мимо. Сова очень обиделась и решила отомстить. Она перестала ловить мышей по ночам. Мыши почувствовали раздолье и распугали всех шмелей на лугу. Шмели улетели - некому стало опылять цветы. Без цветов молоко у коровы стало жидким, почти пропало. Нечего стало старику добавлять в чай, и он пошел кланяться сове. С тех пор он стал ее уважать и звать в гости.

Эта замечательная сказка очень познавательна: дети узнают сразу много интересных вещей из мира природы. После прочтения им, наверняка, захочется нарисовать сову, которая, оказывается, приносит такую пользу.

Обложка книги

Про эту лесную птиц у есть еще одна хорошая сказка - «Завистливая сова», которую сочинил индийский народ. Здесь сова раскрывается с другой стороны. Однажды она прилетела к царскому дворцу и увидела, как все люди, включая царя, кланяются соловью. Когда она узнала, что причина в его чудесном пении, то решила тоже спеть, чтобы заслужить такие же почести. Сова стала так громко ухать, что разбудила всех во дворце. Царь рассердился и приказал схватить и ощипать птиц у. После того, как ее ощипанную догола выбросили из дворца, сова еле добралась в свой лес и обвиняла во всем соловья. Ведь, она считала, что это он виноват в ее беде, так как встретился ей на пути.

В этой сказке сова уже не мудрая, как в предыдущей, а, наоборот, наделена отрицательными качествами, и воспитатель предлагает детям нарисовать ее именно такой.

Иллюстрация к сказке

Темой для рисования может стать воробей Пудик из произведения Максима Горького «Воробьишко», который пел в гнезде, пока не вывалился из него. Пудика чуть не съела кошка (если бы он от страха не научился летать). Дошкольники могут изобразить воробья, который поет в гнезде или улетает от кошки.

Иллюстрация к сказке М. Горького

Из современных произведений о птиц ах можно порекомендовать «Сказку о зимующих и перелётных птиц ах» Надежды Николаевой. Она переносит нас в лес, где с наступлением холодов птиц ы собрались на совет, чтобы решить, как жить дальше. Одни птиц ы сказали, что им никак нельзя улетать - они стали зимующими. Например, дятел, лесной доктор, не может оставить деревья без присмотра. А сова должна круглый год охотиться за мышами, иначе они потом съедят все грибы и ягоды. Голубь очень привык к людям, на крышах домов находятся его теплые гнезда. А воробей надеется на кормушки, которые вешают люди.

Другие же птиц ы улетели по разным причинам. Водоплавающие (лебедь и утка, цапля и журавль) – потому что вода в реках и озерах замерзла. Скворцы, ласточки и кукушки питаются исключительно насекомыми, а их нет зимой.

Интересно, что грач долго раздумывал, но когда на полях под снегом скрылись зернышки, он все же решил улететь, но обещал при этом, что вернется первым.

Эта сказка закрепляет у детей знания о зимующих и перелетных птиц ах и, кроме того, воспитывает в них доброту и чуткое отношение к пернатым. После знакомства с произведением воспитатель может предложить детям нарисовать любую птиц у по на выбор.

У Галины Переверзенцевой есть «Мини сказка о птиц е Снегирь», которая учит ребят ценить красоту природы и воспитывает стремление заботиться о птиц ах. В далекой стране, где не бывает зимы, жил царь, который очень любил птиц . Со всего мира к нему привозили редких птиц , которых он заточал в золоченые клетки и кормил с рук. Однажды купцы, которые побывали в северных краях, рассказали царю о птичке, красота которой похожа на восходящую зарю. Он тотчас же приказал привезти ее. Только через год гонцы вернулись с прекрасной птиц ей - снегирем, розовый свет от которого заполнил весь царский зал. Его посадили в клетку, насыпали много корма. Царь ждал от птиц ы красивого пения, но она грустно сидела, повесив голову. Мудрец сказал, что снегирь любит снег и мороз и поет только в холодных краях. Царь, хотя ему и было очень жалко, отпустил птичку.

Иллюстрация к сказке

В русской и зарубежной литературе есть много замечательных стихов про птиц , с которыми уместно познакомить детей на занятии . Кроме того, само рисование можно привязать к сюжету стихотворения.

Это упомянутое ранее произведение Китахйра Хакусю «Птиц а, птиц а красная».

Птиц а, Птиц а красная, Отчего ты красная?
- Поклевала красных ягод.
- Птиц а, Птиц а белая, Отчего ты белая?
- Поклевала белых ягод.
- Птиц а, Птиц а синяя,
Отчего ты синяя?
- Поклевала синих ягод.

Н. Рубцов

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе -
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.

А. Барто
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.

А. Прокофьев

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос
Им рябинку принёс;

Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

http://www.razumniki.ru/zimuyschie_pticy_zima_progulki.html

Приведем также примеры физкульминуток на «птичью» тематику:

«Вышли уточки на луг»

«Лебеди»

Рисование домашних и перелётны птиц : конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Волохова О.
Образовательные задачи : учить рисовать петушка акварельными красками, передавая его характерные черты и создавая выразительный образ.
Развивающие задачи : развивать цветовосприятие, чувство пропорций, совершенствовать технику рисования кистью.
Воспитательные задачи : воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним птиц ам.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: картинка с изображением петуха, аудиозапись с петушиным криком.
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, акварельные краски, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них, салфетки.
Ход занятия:
Рассказ воспитателя о петухе. Оказывается, эта птиц а не всегда была домашней. Предки петуха из Индии и Китая жили в лесу на деревьях, а гнезда вили на земле. Громкое пение было для них защитой от других птиц . Эту привычку не утратили и домашние петухи. Деревенские жители по крику петуха определяют время. «Первые петухи» звучат в первом часу ночи, через час - вторые, а в четыре часа петушиный голос слышен по всей деревне, он сообщает, что скоро наступит рассвет.
Ребята рассматривают изображение петуха и курицы с цыпленком, выясняют, чем они отличаются. Петух крупнее, у него есть хохолок на голове, «шпоры» на ногах (острые когти для защиты), яркое оперение, особенно хвост.
Воспитатель читает стихотворение про петушка.

Шагает, как Наполеон,
Красавец мой петух.
Мне зренье услаждает он
И услаждает слух:
- Кукареку! Ко-ко-ко!
Поднимайся сол-ныш-ко!
Он любит бой. Он любит власть.
Он грозен, как орел.
И что герою лисья пасть
И кухонный котел!
- Кукареку! Ко-ко-ко!
Вот вам, куры, зер-ныш-ко!
Беседа о характере петушка.

Беседа о том, какой характер у петуха в этом произведении (храбрый, смелый, отважный, способный защитить курочек и цыпляток). Он такой почти во всех сказках.
Педагог интересуется у ребят, в каких сказках встречается петушок.
Воспитатель сообщает, что с древности люди верили, что петушиный крик защищает дом и вышивали изображение петуха на полотенцах, скатертях, рисовали его на посуде, мебели. Дошкольникам также предлагается изобразить петуха.
Проводится игра «Боевые петухи»: два участника прячут руки за спину и стоя на одной ноге стараются вытолкнуть противника из круга (плечом или туловищем).
Самостоятельная работа - рисование петушка.

Выставка детских работ. Воспитатель подводит итог занятия - сообщает, что петушки будут оберегать ребят от невзгод.

Гелеверина Ю. «Зимующие птиц ы»

Занятие начинается с игры с мячом: дети, стоя в кругу, поочерёдно называют птиц у.
Беседа о птиц ах:
· Где мы их встречаем (в городе, в лесу, на водоемах).
· чем они отличаются друг от друга (размером, окраской, пением, средой обитания)
· Где находят корм зимой (в кормушках, ягоды на деревьях).
· Что можно положить в кормушку (хлеб, зерна, семечки, сало).
· Как птиц ы согревают себя зимой (поджимают под себя лапки прячут их в пушок).

Проводится дидактическая игра «Разрезные картинки»: дети в парах обирают изображения птиц .

Проводится физкультминутка «Ласточки»:

  • Ласточки летели,
  • (бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями)
  • Все люди глядели.
  • Ласточки садились,
  • (приседают, сложив руки за спиной)
  • Все люди дивились.
  • Сели, посидели,
  • (делают ритмичные наклоны головы)
  • Взвились, полетели.
  • Полетели, полетели,
  • (опять бегут по кругу, взмахивая руками)
  • Песенки запели.

Дидактическая игра «Закончи предложение (например, сорока - это дикая птиц а, а курица…).

Педагог читает стихотворение «Кормушка»

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом

Детям предлагается нарисовать зимующую птиц у по выбору.

Бородачева О.В. «Сова»

Занятие начинается с загадки про сову:

  • Днём спит, ночью летает,
    Ухает, людей пугает.
    В темноте горят глаза –
    Всем мышам она гроза.

Педагог вспоминает с детьми сказку В. Бианки «Сова», закрепляется знание о значении этой птиц ы в природе.
Рассматривание картинок с изображением совы. Выделение ее отличительных признаков: большая голова и глаза, почти нет шеи, густое оперение. Бесшумно летать этой птиц е помогают закругленные крылья и короткий хвост. Глаза у совы, хотя и большие, но жнем практически ничего не видят. Поскольку эта птиц а хищная, у нее мощный кривой клюв и острые когти.
Проводится дидактическая игра «Кто как говорит» (дети воспроизводят голоса различных птиц ).

Физминутка «Совушка»

  • Совушка-совушка, большая головушка,
    на суку сидит, головой вертит (дети качают головой, приседают),
    Днем не летает, мышек не пугает(Дети грозят пальцем),
    Ночь наступает, сова на охоту вылетает(Дети летят по кругу).
    День наступает сова засыпает. (Дети садятся за столы).

Педагог объясняет принцип рисования совы, а затем ребята приступают к практической части занятия (сова рисуется сидящей на ветке дерева).
Анализ рисунков детей: воспитатель просит выделить самую крупную сову, самую маленькую, а также грустную и веселую.
Проводится подвижная игра «День и ночь».

Фомина И.А. «Лебедь»

В начале занятия воспитатель сообщает детям, что знакомый художник подарил ей черно-белые картинки. Нужно вместе разобраться, что на них изображено - детям демонстрируются слайды с изображением силуэтов разных птиц . Дошкольники называют их, выделяя для каждой характерные признаки (например, у ласточки - раздвоенный хвостик, у аиста - длинная шея, ноги и клюв). Подводится итог, что все эти птиц ы - перелетные.

Проводится дидактическая игра «Закончи предложения» (все фразы связаны с лебедем).

Демонстрация образца изображения лебедя (плавает в озере). Обсуждение, как выполнить рисунок.

Перед самостоятельной работой дети разогревают пальчики, катая между ними карандаш.

Самостоятельная деятельность детей.
Выставка работ. Одного из ребят педагог назначает экскурсоводом, и он рассказывает о детских работах.

Примеры готовых работ воспитанников старшей группы по теме с комментариями

Петушок - одна из любимых птиц , которую любят рисовать дошкольники . Ведь, у него такая яркая окраска, нарядный гребешок, красивая бородка (работы «Петушок», «Храбрый петушок», «Дымковский петух»). Очаровательно выглядит курочка на рисунке «Курочка Ряба».

Как показывает практика, ребятам также нравится изображать сову, поскольку эта хищная лесная птиц а имеет необычный внешний вид (композиции «Совушка-сова», Сова - круглая голова», «Сова с совенком»).

Красиво на детских рисунках получаются лебеди («Красивый лебедь», «Царевна Лебедь»). Следует отметить замечательную коллективную работу «Лебеди на озере».

Рисование сказочной птиц ы - это возможность проявить свою творческую фантазию, поэкспериментировать в выборе цветов (рисунки «Жар-птиц а», «Волшебная птиц а»).

Фотогалерея: детские рисунки домашних и перелётных пернатых

Рисование карандашом Рисование акварелью Декоративное рисование акварелью Декоративное рисование акварелью Коллективная работа Рисунок гуашью Рисунок акварелью Рисунок гуашь Рисунок карандашом Рисунок карандашом Рисунок акварелью Рисунок акварелью и карандашом Рисунок карандашом Рисунок карандашом Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок карандашом Рисунок карандашом Рисунок акварелью Рисунок гуашью

Елена Нестерова
Конспект ООД по рисованию «Летят перелетные птицы» с детьми 6–7 лет

Рисование «Летят перелетные птицы»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,

Виды детской деятельности: Продуктивная, речевая, познавательная.

Цели: учить передавать несложные движения птиц (летят утки, гуси, изменяя статичное положение частей тела: приподнятые крылья. Учить при создании сюжета показывать несложные смысловые связи и пространственные взаимоотношения между обьектами. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (пастель и цветные карандаши). Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Планируемые результаты освоения содержания образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»: Использует традиционные техники изображения. Использует разнообразные способы создания изображения.

Создает сюжетные композиции на темы окружающей жизни. Варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе средств выразительности для передачи образа.

Делает набросок графитным карандашом, ровно закрашивает цветными карандашами, пастелью. Пользуется способом растушевки при рисовании пастелью.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: Знает о перелетных птицах уральского региона. Способен самостоятельно действовать.

Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке.

Умеет работать по образцу. Старательно доводит начатое дело до конца.

Оценивает результат своей работы. Проявляет бережное отношение к окружающей природе.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки по теме, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (изображения птиц в разных позах, цветные карандаши, пастель, мольберт, бумага, образец педагогического рисунка, запись музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года»

Предварительная работа: беседа о перелетных птицах, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдение за птицами.

Индивидуальная работа:

Упражнять в умении делать набросок простым карандашом легко, без нажима, линию проводить только один раз

Закрепить навык правильного закрашивания предметов.

Создание мотивации

Звучит музыка. На доске или стенде прикреплены сюжетные картинки.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора…

Да, лето пролетело. Осень тоже «доживает» последние денечки. Природа готовится к зиме. Вот и перелетные птицы, подгоняемые холодными ветрами, улетают на юг. Сначала улетели ласточки, грачи. Пришла пора покидать наши озера и поля уткам и гусям. Грустно, конечно, что до весны мы не услышим щебетанья птиц, криков журавлей. Но все- таки так интересно наблюдать за улетающими стаями! Птицы летят красиво, стройными рядами, клином. И мы, несмотря на грусть, не перестаем любоваться ими.

Постановка учебной задачи

Сегодня мы нарисуем такой улетающий караван птиц.

Показ приемов работы педагогом

Рисование начнем с того, что продумаем сюжет картины. Кто-то нарисует голубое небо с летящим клином гусей или уток, а у кого-то птицы будут лететь над лесом. При этом надо помнить правила составления композиции: все предметы должны быть распределены по всему листу бумаги, а не находиться в одной его части.

Простым графитным карандашом тонкими линиями составляем набросок нашего рисунка. Проверяем правильность составления композиции.

Теперь можно закрашивать небо. Закрашивать небо предпочтительнее пастелью. Пастелью нарисуем голубое небо с легкими белыми облачками.

А теперь можно рисовать летящих птиц. Вы умеете рисовать птиц, сидящих на ветке, или на кормушке. А летящих птиц вы сегодня будете учиться рисовать. Чем летящая птица отличается от сидящей?

Педагог прикрепляет на стенд изображения птиц в разных позах и просит показать сидящую, взлетающую и летящую птицу.

Затем показ способов изображения летящей птицы.

Теперь можно закрасить цветными карандашами изображение. Как закрашивать, я вам показывать не буду, закрасите изображение вы самостоятельно. Помните, что карандаш надо держать не слишком близко к заточенному концу, не слишком сильно нажимая на него, у краев изображения двигать карандашом помедленнее, чтобы получалось аккуратно, глаза следят за тем, как движется рука с карандашом.

Вот мой рисунок готов.

Указание

А вы нарисуете летящих птиц по-своему, подумайте, что будет в вашем рисунке. Кто-то нарисует голубое небо с летящим клином гусей или уток, а у кого-то птицы будут лететь над лесом.

Итог

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется-

И заплачет спросонья. (К. Бальмонт)

Публикации по теме:

«Летят перелетные птицы» (комплексное занятие для детей средней группы) Программное содержание: -дать детям представление о перелетных птицах, познакомить их с особенностями внешнего вида и образа жизни; -воспитывать.

«Осень. Перелетные птицы». Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы . Тема: «Осень. Перелетные птицы» Участники: дети старшей группы, воспитатель. Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная,.

Конспект логопедического занятия «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы». Звуки [п]-[т]-[к]. Звук и буква О Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизация знаний.

Задачи: обеспечить развитие умения создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки. Продолжать учить передавать несложные движения (летят утки).Поощрять.

Цель: - Расширять знания детей о перелетных птицах -развивать речь - воспитывать аккуратность, усидчивость Материал: Ворона, скворечник,.

Конспект ООД по рисованию в первой группе раннего возраста. Тема «Перелетные птицы» Задачи: - учить детей правильно держать тремя пальцами ватную палочку; - закреплять знание коричневого цвета; - воспитывать доброе отношение.

Загрузка...